Наши новости

Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова
(Пособие «По дороге к Азбуке», ч. 1 и 2)
Автор Колесникова Е.В.
(Пособие «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»).

Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения.Ребенок 4–5 лет уже готов к общению с собеседником, его вопросы осмыслены и предполагают ответы собеседника.Роль педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития этих естественных процессов и при необходимости корректировать их,развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми 4–5 лет:

  1. обогащение активного и пассивного словаря;
  2. развитие грамматического строя речи;
  3. развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  4. развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.

Особенностью пособия «По дороге к Азбуке» является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Содержание работы.

1. Лексическая работа:

  • наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над словами с противоположным значением в речи;
  • обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город»,«Осень» и т.д.);
  • деление слов на тематические группы по смыслу, группировка слов;
  • употребление новых слов в собственной речи.

2. Развитие грамматического строя устной речи:

  • наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);
  • наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
  • образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т.д.);
  • составление словосочетаний и предложений, распространение предложений;
  • выделение предлогов из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

3. Развитие связной речи:

  • ответы на вопросы, организация диалога;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа - описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т.д.

4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова.

В результате работы дети могут:

  • группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематические группы;
  • образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;
  • составлять словосочетания, предложения по картинке;
  • строить конструкции с различными предлогами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • пересказывать текст по зрительной опоре.

Ознакомление с окружающим миром.

Авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова
(Пособие «Здравствуй, мир!», ч. 1)

В работе с детьми среднего дошкольноговозраста решается задача расширения знаний детей о ближайшем окружении, постепенного перехода от выделения ярко выраженных качеств и свойств (цвет,форма, величина и т.д.) к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий (игрушки, обувь, одежда, инструменты и пр.). Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их.

Предметное содержание.

Мы живем в городе.Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания, широкие асфальтированные улицы и дворы, мало растительности; село: низкие одноэтажные деревянные дома,узкие грунтовые дороги, трава и деревья. Город – наш дом. Зачем нужны растения в городе.

Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Автобус, троллейбус, трамвай. Водитель. Пешеход. Пассажир. Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.

Какие мы? Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.

Все мы – люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Голова,туловище, руки, ноги. Лицо, части лица. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы.

Кошки и собаки – члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое любимое животное (проект). Кошки и собаки – помощники.

Осень – время года.Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев; листья на земле; демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, береза, липа, тополь.

Собираемся в лес. Одежда для похода. Едем на поезде. Лес. Осень в лесу. Главное правило грибника: собирай только известные тебе грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу. Осень – подготовка к зиме. Запасают пищу: белка запасает орехи и грибы, кабан нагуливает жир. Прячутся в убежище: медведь ложится в берлогу, лягушки прячутся на дно водоемов. Меняют «шубу»: заяц и белка. Отлет птиц на юг.

Как в магазин пришли товары. Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный, книжный, гастроном, булочная, фрукты и овощи. Символы. Как овощи оказались в магазине? Поле и огород. Что нужно для урожая? Крестьяне (жители села) выращивают овощи. Машины помогают выращивать и собирать урожай. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части.

Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад и уход за ним. Лесные и садовые ягоды и орехи. Разнообразие фруктов, ягод и орехов. Что можно приготовить из овощей? Обед: салат, суп, второе блюдо. Что можно приготовить из фруктов? Компот, варенье, сок. Профессия повара.

Путешествие хлеба. Жизнь хлебного колоска. Солнце и вода – друзья хлебного колоска. Весенняя вспашка и посев семян. Как крестьяне помогали хлебному колоску вырасти. Сбор урожая. Зерна превращаются в муку. Пекарь печет хлеб. Профессии людей, помогающие путешествию хлеба. Изготовление хлеба (проект).

Профессии людей. Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.

Зима – время года. Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег,снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка.

Зима – время года. Месяцы зимы. Приметы зимы в парке. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Наши друзья – животные. Обитатели леса – звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям.

Домашние животные – наши помощники («профессии» домашних животных). Разнообразие домашних животных. Забота человека о домашних животных.

Птицы – обитатели воздуха. Полет птиц. Птицы в городе и в лесу.

Помощь людей птицам.

Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах.

Рыбы – обитатели водоемов. Аквариум – искусственный водоем. Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы и рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных.

Весна – время года.Праздник пап – День защитника Отечества.

Праздник мам – Восьмое марта. Весна – время года. Весеннее пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе (таяние снега, распускание листьев). Приметы весны в парке (таяние снега, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц). Признаки весны (ледоход, цветы - первоцветы).

Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц).

Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья – насекомые. Летающие цветы – бабочки.

Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Времена года. Характерные признаки осени, зимы, весны и лета. Месяцы года.

В результате работы дети знают:

  • название родного города, села;
  • основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.

Дети имеют представление:

  • о характерных признаках города и села;
  • об элементарных правилах поведения в городе и природе;
  • о разных видах общественного транспорта;
  • о семье и взаимопомощи членов семьи;
  • об основных частях тела человека и их назначении;
  • об элементарных правилах поведения и личной гигиены;
  • об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;
  • о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
  • об основных особенностях сезонной жизни природы;
  • об основных особенностях сезонной жизни людей;
  • о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными) и о жизни диких животных в природе.

Дети могут:

  • отличать времена года и их признаки;
  • отличать город от села;
  • отличать и называть деревья (3–4 вида) и кустарники (1 вид);
  • называть грибы и ягоды;
  • отличать съедобные части растений от несъедобных;
  • узнавать мухомор как несъедобный гриб;
  • решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);
  • правильно себя вести на занятии (давать полный ответ, задавать вопрос воспитателю и ребятам и т.п.).

Введение в математику.

Авторы – М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина
(Пособие «Моя математика»)

Предметное содержание.

Признаки предметов. Выделение такого свойства (признака) предметов как общее название. Выделение предметов из группы по общему названию, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенным свойством.

Отношения. Сравнение групп предметовпутем наложения. Равно, не равно, столько же. Превращение равенства в неравенство и наоборот. Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов.

Сравнение количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (четыре – пять, пять – шесть, шесть – семь, семь – восемь, восемь – девять, девять – десять).

Запись отношений между числами с помощью знаков заместителей, придуманных детьми.

Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один).

Величины. Длина. Практическое измерение величин наложением и приложением. Сравнение 3–5 объектов по длине, ширине, толщине.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков.

Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Закрашивание геометрических фигур. Классификация геометрических фигур по общим признакам.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация на плоскости относительно выбранного предмета: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо (различение положения предметов на рисунке). Ориентация в пространстве с использованием себя в качестве точки отсчета.

Формирование временных представлений о последовательности частей суток: утро – день, вечер – ночь. Ориентация во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом, раньше – позже.

Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей.

В результате работы дети могут:

  • называть части суток: утро – вечер – день – ночь;
  • соотносить предметы - заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
  • сравнивать количества элементов в множествах, выраженных смежными числами (четыре – пять, пять – шесть, шесть – семь, семь – восемь, восемь – девять, девять – десять) путем составления пар с помощью слов столько же, не столько же, равно, не равно;
  • ориентироваться на плоскости с помощьюслов: на, под, за, рядом, с, между, вверху, внизу, спереди, сзади, сверху – вниз, слева – направо (различать положение предметов на рисунке относительно заданного предмета);
  • выделять предметы из группы по общему признаку, сравнивать предметы, разбивать предметы на группы (классы) в соответствии с общим признаком (в том числе и геометрические фигуры);
  • сравнивать объекты (до 5) по длине, ширине, толщине в серии предметов;
  • составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов;
  • ориентироваться во времени на основе слов вчера, сегодня, завтра, сначала – потом, раньше – позже;
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу.

Предметное содержание.

Малые жанры фольклора. Песенки, потешки.

Сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки.

Литературные сказки Ш. Перро, бр. Гримм, К. Чуковского, В. Гаршина, В. Катаева и др.

Стихи А. Фета, А. Плещеева, С. Дрожжина, А.К. Толстого, А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Ю. Владимирова, Д. Хармса, В. Катаева, М. Бородицкой, Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, Ю. Тувима, С. Михалкова, В. Орлова, И. Токмаковой, Р. Сефа, Э. Успенского, Е. Григорьевой и др.

Рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, М. Зощенко, В. Сутеева, Е. Чарушина, Е. Пермяка, В. Драгунского, А. Дмитриева, М. Пляцковского, Г. Остера, Ю. Коваля и др.

ХудожественноCречевая деятельность:

  • неоднократное чтение воспитателем одного и того же произведения, рассказывание сказок;
  • совместное рассматривание уже прочитанных книг, беседа о прочитанном;
  • предшествующее чтению рассматривание новой книги, прогнозирование содержания будущего чтения: «О ком эта сказка? Кто такой? Кто к кому в гости пришел?» и т.п.;
  • коллективное придумывание сказок;
  • сочинение и изготовление новой книги;
  • разыгрывание (инсценирование) прочитанного (роли не распределяются, а выбираются детьми);
  • просмотр диа и видеофильмов.

В результате работы дети могут:

  • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное,узнавать на иллюстрациях литературных героев;
  • инсценировать сказки, знакомые произведения;
  • домысливать текст;
  • воспроизводить сюжет, выделить и назвать главных героев;
  • «настраиваться» на чтение сказки, рассказа, стихотворения;
  • высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения (выбор жанра, текста, героев);
  • участвовать в совместном обсуждении;
  • рассказывать по иллюстрациям;
  • выражать восприятие текста во внешнем действии.

Лепка, аппликация, конструирование.

Автор И.В. Маслова

В данном возрасте дети переходят от простого копирования (работы по образцу) к выполнению заданий по определенным условиям и по замыслу.

Дети учатся объединять свои индивидуальные работы в общую композицию.

Педагогу следует отказаться от пошагового показа. Сначала необходимо провести полный анализ предстоящей работы, возможен частичный показ малознакомых ее этапов. Затем дети выполняют задание самостоятельно. И только незнакомые операции показываются детям подробно, при этом проговаривается каждый этап выполнения незнакомой работы.

Лепка.

  1. Основные материалы. Пластилин, глина, пластическая масса.
  2. Инструменты и приспособления. Доска (клеенка), стека, палочки разного диаметра, мокрая тряпочка (для глины).
  3. Содержание работы.

Учить лепить предметы конусообразной формы, путем «вдавливания» создавать полые формы, соединять детали «примазыванием», лепить «оттягиванием» и «защипом» кончиками пальцев; украшать работу с помощью стеки, палочки и путем «налепа»; передавать простейшие движения человека и животных.

Лепка предметная, с натуры.Декоративная, из природного материала.

Улитка. Грибы. Ягоды. Морковь. Корзина. Светофор (плоскостный). Тележка с грузом. Танки и самолеты. Пирамидка. Космический корабль (ракета) Петушок (дымковская игрушка). Блюдо. Птицы (желуди, каштаны). Дерево (шишки). Паучок.

В результате работы дети знакомятся с:

  • правилами составления узоров на плоских и объемных формах;
  • с историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами.

Дети учатся:

  • лепить по памяти, представлению, с натуры,
  • передавать впечатления, полученные в наблюдениях;
  • поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

Дети могут:

  • под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;
  • лепить конусообразные формы, лепить, используя «защип» и «оттягивание», соединять детали путем «примазывания»;
  • изготавливать объемные изображения людей и животных, передавая их простейшие движения;
  • объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.

Аппликация.

  1. Основные материалы. Цветная бумага, картон, бархатная бумага.
  2. Инструменты и приспособления. Ножницы, клей, клеенка, тряпочка.
  3. Содержание работы.

Учить детей пользоваться ножницами; резать полоски на квадраты, квадраты на треугольники, вырезать круги и овалы, срезая углы у квадрата и прямоугольника; обрывать бумагу, обозначая неровным краем пушистый мех, перья, листву и т.п.

Лепка предметная, с натуры.Декоративная, из природного материала.

Улитка. Грибы. Ягоды. Морковь. Корзина. Светофор (плоскостный). Тележка с грузом. Танки и самолеты.

Пирамидка. Космический корабль (ракета)

Петушок (дымковская игрушка). Блюдо.

Птицы (желуди, каштаны). Дерево (шишки). Паучок (каштаны). Божья коровка (каштаны).

Аппликация предметная, с натуры.Декоративная, из природного материала.

По замыслу.

Осенняя ветка (обрывание). Дом из кирпичей. Перевозка груза. Парусные лодки. Грибы. Воздушные шары. Высотный дом (групповая работа).

Узор в полосе или квадрате. Новогодняя открытка. Ваза. Открытка для папы. Открытка для мамы.

Эти чудо листья. Цветы. Раз, два, три, ну ка, сказка, оживи.

У солнышка в гостях. Волшебные полоски.

В результате работы дети знакомятся с:

  • названиями, назначением и правилами работы с основными и вспомогательными инструментами, приспособлениями и материалами (ножницы, кисточка для клея, клей, картон, бумага, ватман и т.д.);
  • правилами работы с цветом, сочетанием цветов с фоном; передачей цветом настроения и отношения к изображаемому;
  • названиями и отличительными особенностями народных промыслов (филимоновского, дымковского, городецкого и т.д.).

Дети учатся:

  • работать по памяти, представлению, с натуры;
  • передавать впечатления, полученные в наблюдениях;
  • правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы, соблюдая правила труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.

Дети могут:

  • под руководством преподавателя определять последовательность действий;
  • правильно работать с различными инструментами и материалами;
  • изображать предметы крупно, в соответствии с замыслом определять их месторасположение на листе;
  • составлять узоры в соответствии с особенностями народных промыслов.

Конструирование.

  1. Основные материалы и инструменты. Крупный и мелкий деревянный конструктор для построек с деталями разных цветов, добавляются фигуры: призма, брусок; игрушки для обыгрывания сюжетов, бумага, картон, природный материал (шишки, каштаны, желуди и т.п.).
  2. Содержание работы.

Учить соотносить по размерам постройки и игрушки для их обыгрывания; сооружать постройки по условиям и по замыслу, при работе с бумагой сгибать лист пополам, по диагонали, совмещая при этом стороны или углы, усложнять, преобразовывать работу, использовать различные детали конструктора с учетом их свойств.

В результате работы дети знакомятся с:

  • названиями различных строительных деталей,
  • правилами конструирования из строительного материала, картона и бумаги, природного материала.

Изделия из деревянного конструктора.
Из ЛЕГО
Из природного материала
Из бумаги

Мебель. Дом высокий и низкий. Дом в два/три этажа.
Дворец. Площадка для прогулок. Кораблик.
Дом. Теремок. Дворец. Угощение. Лодка. Ракета.
Жучки паучки. Волшебные веточки. Забор.
Лодка. Мебель. Самолет.

Дети учатся:

  • поддерживать порядок на рабочем месте во время работы.

Дети могут:

  • под руководством педагога анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;
  • сооружать постройки по условиям и по замыслу;
  • при работе с бумагой сгибать лист пополам, по диагонали,совмещая при этом стороны или углы;
  • усложнять, преобразовывать работу;
  • правильно использовать различные детали конструктора с учетом их свойств.

Назад

Скидки
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время